Особенности горизонтальной карьеры

01.07.2016

Dccd24ce5ec00242a80c1d8ed65a6199_215x215

Молодой парень-курьер, школьного или студенческого возраста, никого не удивит. Можно даже сказать, что это инициативный молодой человек. Но если вместо молодого парня у нас зрелый мужчина или женщина, то это уже воспринимается несколько иначе. Конечно, курьер, занятый в службе доставки секретных правительственных сообщений, вроде бы не такой уж простой человек. Но если мы говорим о «нормальном» курьере, который разносит обычную почту или пиццу, то в зрелости от него ждёшь, по меньшей мере, должности начальника курьеров, смотрящего за логистикой в городе, регионального снабженца и т. д. В общем, ждёшь вертикальной карьеры.


И подобное ожидание вполне оправданно, ведь реализацией вертикальной карьеры занимается большинство вовлечённого в экономическую деятельность населения. Конечно, не всякому везёт, не у каждого получается. И всё же лейтенант мечтает стать генералом, слесарь в цеху хотел бы стать начальником этого цеха, а работяга на стройке предпочёл бы стать прорабом — и это как минимум.  


Сначала ты начинаешь и находишься в нижнем слое, затем получаешь признание и тебя переводят на верхний уровень, откуда начинаешь руководить оставшимися внизу. Так было… и так будет, это универсальная жизненная концепция.


Но! У этой концепции есть исключение. Очень важное исключение. Не всем людям интересна вертикальная карьера и вместо этого они предпочитают горизонтальный вариант развития. Что это такое и «для чего оно»?


Во-первых, не каждый человек стремится в принципе кем-либо руководить — прямо или опосредовано. Во-вторых, человек получает некое образование, у него есть к чему-то склонности и вот он начинает свою профессиональную деятельность. Если всё получается, то опыта, умений, знаний становится больше. В случае вертикальной карьеры это хорошая база для того, чтобы встать выше и начать руководить, понимая нюансы. В случае горизонтальной карьеры повода становиться выше никакого нет. Напротив, есть лишь повод брать всё более сложные задачи и продолжать их решать, оставаясь на том же уровне «полевого работника». При этом речь вовсе не идёт о том, что человек отказывается от роста доходов. Конечно, начальники всегда получают больше, но уникальные специалисты тоже на дороге не валяются, их труд явно имеет более высокую цену, чем труд начинающего сотрудника.


Таким образом, горизонтальная карьера это такой вид социально-трудовой реализации, когда человек нацелен на профессиональное совершенствование в качестве какого-то специалиста, нежели руководителя специалистов.


Хирург стал старше и опытнее, но он всё равно хочет быть хирургом, а не главным врачом или министром здравоохранения, ибо это уже административная работа. Всякая балерина хочет стать примой, чтобы исполнять наиболее яркие роли — но это всё равно та же самая работа балерины. Актёр массовки мечтает о центральной роли в фильме — но это не работа руководителя, а та же самая работа актёром. Горизонтальная карьера как она есть.


Соответственно, необходимо иметь сочетание более-менее выраженных склонностей человека к каким-либо занятиям с доступными ему возможностями. Молодой человек из нашего примера хотел бы стать крутым программистом или дизайнером, или переводчиком. Но пока не может и зарабатывает денежку курьерством. Окей. Это вполне допустимо и понятно. Но если он вырос и всё также курьер и это вызывает у нас чувство противоречия — значит, что-то не срослось, ибо общество не ожидает от своих членов склонности к длительной работе рядовым курьером. То есть, нужны не просто какие-то склонности, а речь идёт хотя и о широком, но достаточно определённом наборе вариантов. Все эти варианты вполне можно свести к работе, требующей творчества. Это может быть гуманитарный спектр, в котором человек получает удовольствие от создания текстов, музыки, изображений, работы учителем детей и т. д. Это может быть технический спектр, когда человеку нравится перебирать по винтикам машины или проектировать здания и мосты.


И ещё есть исключения из исключений. Ведь вполне можно представить себе некую работу, в какой-то мере требующую руководства людьми (например, тот же учитель в школе или вузе) или такое руководство людьми, успех которого не возможен без творческой составляющей (например, разработка фильма или съёмка фильма в качестве режиссёра).


Посему, главное, что следует понять с горизонтальной карьерой — это отделять лень и всяческий дауншифтинг от таланта и стремлений.  



Перепечатка и любое использование материалов 61hr.ru возможны только с согласия редакции.