Нефантастика ближнего прицела или о трудовых навыках в 2020

18.12.2015

HNCK3991_215x215

В настоящее время, в 2015 году или даже несколькими годами ранее, 2020 год в различных стратегических планах правительства является достаточно условной датой. Почти на грани далёкого будущего. Можно брать обязательства и отодвигать их всё дальше в будущее. Всё равно как в 1960 говорить о построении коммунизма в 1980-м. Вот и сейчас с учётом плотности исторических событий и информационного потока 2020 является таким новым 1980-м.  Будет там когда-то. Можно дождаться. А пока же поговорим о текущем и без политики.


Потому что в подавляющем большинстве случаев на будущее можно экстраполировать лишь текущие тенденции. Ранее это называлось фантастикой ближнего прицела. Можно назвать аналитической прогностикой. Или гаданием на блогах. Без разницы. Давайте посмотрим на то новое, что уже привнесено в список требуемых навыков, и что, несомненно, вряд ли утратит актуальность:


1) Реальные трудовые навыки никуда не денутся. В обществе и в экономике всё равно нужны люди, которые умеют воткнуть, закрутить, открутить, приварить, настроить и т. д. Однако степень роботизации промышленности будет, скорее всего, нарастать. Следовательно, ещё меньшая часть трудоспособного населения окажется задействована в реальном производстве. Чем могут заняться остальные и что им может пригодится?


2) Сфера услуг — вот точка приложения для деятельности «лишнего» населения в целом. Услуги оказывают одни люди другим людям. Следовательно, всё большее значение будет приобретать комплекс навыков социального взаимодействия. Но это не просто, скажем, умение говорить.


3) Прежде всего, успешным становится тот, кто сможет сочетать стремление стать лидером с работой в команде. История показала, что сугубый индивидуализм и безынициативный коллектив в равной мере не являются успешными вариантами. Работающий в команде, но постоянно ищущий возможности выделить себя и управлять другими. Впрочем, это достаточно древнее явление. Изначальное, пожалуй. Новое здесь состоит в том, что командная работа – это не организация успешной засады на мамонта, а эффективное взаимодействие с другими людьми для продажи своих услуг.


4) Следовательно, грамотный специалист должен являться вообще хорошим знатоком человеческой природы, уметь понимать чувства, мысли, побуждения и т. д. Некоторые эксперты называют это социальным интеллектом.


5) Говоря о человеческой природе, особенно в условиях глобализации, работник будущего должен быть готов уметь работать в команде с людьми другого этноса, культуры, пола. На ксенофобии далеко не уедешь.


6) Выше уже сказано, что всё равно сохранится реальное производство и люди реальных навыков. Но, как и все прочие люди, такие работники будут частью иерархии, будут выполнять чьи-то решения. Следовательно, определённые требования могут быть применены к руководителям. На данный момент основной тренд по всему миру – это конкурентная экономика капиталистического типа, основанная на активности бизнес-структур. Успех к какой-либо бизнес-структуре приходит благодаря производству удачно просчитанного продукта или услуги, но при этом значительное число успешных участников рынка постоянно ищет возможность выработки новых продуктов и услуг. Типичный случай это, например, компания Мицубиси, которая производила и истребители, и автомобили, и т. д.


Следовательно, каким бы ни было фактическое образование и опыт руководителя, он никак не может знать и уметь всё, при этом он должен руководить успешно. Это всё приводит к следующим навыкам:


7) Руководитель будущего должен иметь высокую адаптивность к новой информации.


8) Руководитель будущего умеет собирать и организовывать под задачу работу всех нужных людей. Американцы называют это проектной деятельностью. Под всякий проект собирается конкретная человеческая структура, следовательно — шансы успешного выполнения задачи весьма велики. Например, в ходе войны с японцами американцы из общего состава флота постоянно выделяли в различном составе так называемые task force (силы задачи, оперативная группа). Например, такой таск-форс получал задачу осуществить одно сражение и далее оставшиеся корабли делились на следующие таск-форсы.


Но понятно, что бизнес-структура это не огромная организация государственных вооружённых сил. Одно дело компоновать таск-форсы из исходной достаточно однородной массы (у вас есть по несколько авианосцев, по несколько линкоров, по несколько крейсеров и т. д.), другое дело выполнять новую задачу силами по сути той же самой команды. В итоге, успешные руководители и сотрудники должны быть своего рода людьми-оркестрами. В целях снижения издержек на поддержание численности кадрового состава всякий специалист, особенно в условиях стартапов, должен наряду с основной начальной сферой деятельности иметь понимание того, как действовать в других направлениях. Назовём это «междисциплинарностью». Это в каком-то смысле виток спирали компетенций. В своё время, например, учёные прошлого были учёными универсальными. Условный учёный человек 18 или 19 века мог в течение жизни публиковать стихи, географические трактаты, исторические сочинения, математические анализы и еще какое-нибудь краткое введение в биологию о семи томах. Затем в 20-м веке стремительно стала нарастать узкая специализация. И в науке, и в организации производства и вообще. Теперь же вновь успешен тот, кто способен понимать и действовать в рамках нескольких компетенций. Сам лично, а не только силами нанятых работников.


9) Ещё одно новое явление — это удалённая работа. Для работника это навыки самодисциплины и умение выполнять поставленную задачу с нужным качеством в нужный срок. Для руководителя это умение результативного контроля труда людей, которые могут жить по всей планете.


10) Удалённая работа стала возможной благодаря Интернету. А это не только канал для общения, но и канал для получения информации. Так что вообще всякий человек будущего должен уметь быстро находить нужную информацию и оценивать её качество.      



Перепечатка и любое использование материалов 61hr.ru возможны только с согласия редакции.