Культура бизнеса

03.02.2014

5--%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BC_215x215

Культура бизнеса

Многие знают о существовании некой корпоративной культуры, но не многие способны ответить, что она означает и с какой целью используется. На Западе этому понятию уделяется повышенное внимание, так как хорошо функционирующая культура бизнеса улучшает социальный климат в фирме и как результат – рост прибыли. На постсоветском пространстве данный термин вошел в употребление достаточно недавно и имеет свои нюансы.

Корпоративная культура – сочетание системы ценностей, норм в компании, которые соблюдают сотрудники и психологической атмосферы царящей в коллективе. Многие руководители имеют четкое представление, как нужно работать с материальными средствами, но нематериальные остаются без должного внимания.

Как обычно происходит трудовой процесс в фирме? Директор распределяет трудовые обязанности между всеми работниками, которые будут принимать решения согласно определенным инструкциям. Но что же произойдет, если возникшая ситуация потребует нестандартных действий? На основе чего будет принято решение? Чем будет руководствоваться сотрудник, что будет важным для него в такой момент? Грамотный руководитель знает ответ: ценности, убеждения будут определять его поведение. Коллектив, объединенный определенной идей, будет работать как хорошо налаженный механизм.

Возникает следующий вопрос, как же достичь этого на практике? Необходимо во главе компании поставить не просто руководителя с определенным набором знаний, умений и опыта, но и с сильными лидерскими качествами. Только тогда он сможет подобрать работников со сходными ценностями и «обучить» их определенным правилам компании. С течением времени группа примет эти негласные законы руководителя и начнет рассматривать их как собственные.

Можно выделить ряд критериев, признаков корпоративной культуры в фирме. Они являются разнообразными способами поведения членов группы:

  • Критерии отбора на руководящие должности;
  • Взаимоотношения с людьми (забота о работнике, адекватная оплата труда, возможность обучения и повышения квалификации);
  • Определение стиля управления (авторитарный, социальный, консультативный);
  • Градация принятия риска работником (готов ли он и в какой степени принять решение в нестандартной ситуации или стремится избежать ответственности);
  • Внедрение и обмен информацией (насколько хорошо развита система информирования в фирме);
  • Способ общения подчиненных и руководства (личное общение, письменный контакт или иное);
  • Методы решения конфликтных ситуаций;
  • Организация внутреннего контроля, правильная расстановка приоритетов (чему уделяет руководство повышенное внимание, расставляет точки контроля);
  • Налаженная система социализации (схема «индивид - коллектив»: общение сотрудников в нерабочее время, организация коллективных мероприятий и другое);
  • Механизм вознаграждения;
  • Оценка результативности проделанной работы (открытая или тайная, кто осуществляет и как используются итоги);
  • Степень «соединения» с компанией (дух единства, моральное удовлетворение от проделанной работы);
  • Язык, на котором общаются члены коллектива (в какой степени он зашифрован от других, его происхождение);
  • Стиль в одежде;
  • Стиль в обращении друг к другу;


Перепечатка и любое использование материалов 61hr.ru возможны только с согласия редакции.